Перечень советов современным родителям, позаимствованных у Ж. Ж. Руссо («Эмиль, или о воспитании»).

1. Отец должен роду человеческому дать людей, обществу – общественных людей, государству – граждан.

2. Говорите всегда правильно в присутствии детей.

3. Старайтесь, чтобы ни с кем им не было так приятно оставаться, как с вами.

4. Чем больше дети могут сделать сами по себе, тем реже они нуждаются в помощи другого.

5. Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту!

6. Нужно избегать излишка суровости и мягкости!

7. Упражняйте тело ребёнка, его органы, чувства, силы.

8. Будьте справедливы, человечны, благотворительны.

9. Помните, что прежде чем вы осмелитесь взяться за формирование человека, вам самим нужно сделаться людьми, нужно, чтобы в вас самих был образец, которому ребёнок должен следовать.

10. Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы не создадите сначала шалунов.

11. Измеряйте, считайте, взвешивайте, сравнивайте.

12. Учите ребёнка говорить ровно, ясно, хорошо выговаривать, следить за ударением, говорить всегда настолько громко, чтобы его слышали, но никогда не возвышать голоса больше, чем нужно.

13. Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным.

14. Давайте всюду пример!

15. Научите вашего ребёнка любить людей!

Перечень советов современным родителям, позаимствованных у Д. Локка («Мысли о воспитании»).

1. Природа большинства детей портится или по меньшей мере терпит ущерб от баловства и изнеживания.

2. На завтрак очень полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку.

3. Когда дети подрастут, родители должны смотреть на них, как на равных им.

4. Помните, что рабская дисциплина создаёт рабский характер.

5. Побои порождают в ребёнке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить полюбить.

6. Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми.

7. Следует поддерживать в ребёнке чувство гордости, обращаться с ним, как с разумным существом, рассуждать с ним.

8. Помните, что ничто не проникает так незаметно и так глубоко в душу человека, как пример.

9. Надо учить детей относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью.

10. Вся забота должна быть направлена к тому, чтобы деятельный дух ребёнка был всегда занят чем-либо полезным для него.